НОЯБРЬ/2020 № 162

Интервью министра Минздравсоцразвития РФ Т. А. Голиковой телеканалу «Россия 24» 28 октября 2010 года (в сокращении)

Татьяна Голикова– Итак, с 2011 года начнется очередной этап реформы здравоохранения. А реальных перемен, Вы в одном из интервью говорили, ожидаете к 2013 году. Как новые начинания позволят нам приблизиться к европейским стандартам и в чем они состоят?

– Первое, что хочу сказать, мы в новой России очень долго не уделяли должного внимания системе здравоохранения. И сейчас этот период настал, он просто неотвратим, потому что сама система приспособилась жить в тех условиях, которые жизнь предъявляет. Она живет вне правил, и это вызывает заслуженное недовольство граждан, наших пациентов. И на все недовольства, которые мы слышим от населения, призваны ответить изменения, которые мы начнем осуществлять с 2011 года. Все эти преобразования нацелены на то, чтобы повысить качество и доступность медицинской помощи для наших граждан.

Почему я называю дату 2013 год? Потому что прежде чем вводить деньги в систему здравоохранения, мы должны существенно улучшить саму систему. Мы хорошо знаем, что в большинстве регионов РФ медучреждения не отвечают тем требованиям, в которых они могли бы оказывать качественную медицинскую помощь. Это касается состояния материально-технической базы, это касается подготовки и наличия соответствующих кадров.

И вот 2011 и 2012 год мы отвели на то, чтобы потратить известную сумму в 460 миллиардов рублей на то, чтобы преобразовать или улучшить состояние нашей системы здравоохранения повсеместно.

– Реформа здравоохранения началась в 1992-1993 годах. Обязательное медицинское страхование так или иначе появилось. После этого был национальный проект «Здоровье». Существенные средства были потрачены именно на улучшение материально-технической базы и поддержку врачей. Еще нужно 460 миллиардов?

– Вложения действительно были. Было повышение заработной платы врачам первичного звена. Но, к сожалению, вложив деньги в первичное звено и оснастив каким-то самым необходимым оборудованием, мы не решили задачу принципиального изменения системы организации медицинской помощи, ее доступности в полном смысле этого слова, чтобы медицинская помощь могла прийти в дом вне зависимости от того, где человек проживает.

Мы с вами хорошо знаем, что жалоб граждан огромное количество, и значительное количество этих жалоб связано с большими очередями в поликлиниках, с недостаточностью лекарственного обеспечения в амбулаторных заведениях и так далее.

И то, что мы нацелены сделать в 2011–2012 годах связано по-крупному с двумя вещами. Первое – это по-новому посмотреть именно на систему организации медицинской помощи. И это мы в первую очередь требуем от регионов, задействовать весь ресурс, который есть у них на территориях. Не только своих собственных учреждений, но и учреждений федеральных. И второе – все-таки постепенно, в течение двух лет перейти на единые содержательные по всей стране стандарты оказания медицинской помощи. Очевидно, что они с точки зрения финансовой будут по-разному оценены с учетом уровня жизни. Но единство стандартов должно быть обеспечено на всей территории России.

– Что это значит для рядовых россиян? У нас появится возможность выбирать лечебные учреждения?

– Да. Это еще одно изменение, которое предполагается в рамках системы обязательного медицинского страхования. Это будет связано еще и со вторым выбором. Выбором страховой медицинской организации. Страховые медицинские организации в этой системе должны обеспечить контроль за тем, что медицинская помощь была оказана качественно. Убедиться, что все, что пациенту необходимо, сделано, и только после этого оплатить.

– Реформа со следующего года кого она в первую очередь коснется? Кому нужно будет что-то делать?

– Это процесс очень масштабный, и мы  понимаем, что 1 января 2011 года мы проснемся и не получим нового здравоохранения. От взаимного желания всех участников процесса работать и реформировать систему зависит успех. Я имею в виду и пациента, и государство, и страховые медицинские организации. Конечно, пациент должен выбрать и страховую медицинскую организацию,  и лечебное учреждение.

При этом мы понимаем, что сориентироваться в том законодательном поле, которое появится с первого января, человеку будет очень сложно. Поэтому мы предусмотрели в законодательстве необходимый переходный период, в течение которого гражданин может определиться. Год для гражданина, когда он может определиться с точки зрения выбора. До того как он выбор свой осуществит, он может находиться в той страховой медицинской организации и том лечебном учреждении, где он прикреплен. Регионы нас просили, чтобы выбор осуществлялся до 1 сентября, чтобы можно было сформировать бюджеты на финансовый год. Получается, до 1 сентября 2011 года наши граждане должны этот выбор осуществить.

– А что с теми полисами, которые сейчас выдают?

– Ничего, они продолжают действовать. Причем никаких проблем не будет, полис будет меняться тогда, когда гражданин этого захотел. И пока в течение переходного периода будут обращаться все полисы: и старые, и новые.  Если говорить о государстве, то сейчас основная нагрузка ложится на регионы, потому что они обязаны  разработать свои программы модернизации здравоохранения, которые будут реализовывать в течение двух лет. Самое главное, что они должны ответственно к этому подойти. И первый критерий – доступность и качество оказания медицинской помощи!

Мы эти программы рассматриваем, правительство их одобряет, и они подписываются тремя сторонами: Министерством здравоохранения, Фондом ОМС и губернатором региона. И после этого в течение двух лет они работают. Конечно, они живые, в них можно вносить какие-либо изменения.

И конечно, мы ждем перестройки от наших страховых медицинских организаций и появления, конечно не сразу, конкурентной среды, как в сфере лечебных заведений, так и в сфере страховых медицинских организаций.

– По какому принципу будут делиться платные и бесплатные медицинские услуги?

– Это тема самая сложная в медицине. В 90-е годы в силу недостаточности ресурса лечебным учреждениям было разрешено зарабатывать, так называемые доходы от предпринимательской деятельности. Но четкого разграничения не произошло. Сейчас в разных регионах за разные услуги берется разная плата. И программа, которую мы хотим сформировать, будет базовой программой оказания бесплатной медицинской помощи населению. Она будет соответствующим образом прописана в законодательстве, и гражданин будет четко ориентирован на то, что вот эти услуги бесплатные и за них никто не посмеет взять плату.

Поделиться в соц. сетях

  • Аптеки-партнеры

  • Метки