МАРТ-АПРЕЛЬ/2020 № 159

Сегодня далеко не все подростки воспринимают «удаленку» как учебу, но только в других условиях. Весенний воздух свободы, «необязуха» и Интернет, полный сооблазнов, у многих «срывают крышу». Коронавирусный карантин, как нетрудно догадаться, не упрощает, а усложняет задачи педагогам, психологам, школьным врачам, правоохранителям, ну и, конечно же, родителям. Вот уж когда надо вспомнить о своих родительских обязанностях и климате в семье.

Наши собеседники – главный врач КГБУЗ «Красноярский краевой психоневрологический диспансер № 1» Григорий Маркелович ГЕРШЕНОВИЧ (Г. М.) и психолог детско-подростковой поликлиники краевого психоневрологического диспансера № 1 Наталья Валерьевна ЕЛТЫШЕВА (Н. В.).

ОБЩЕНИЕ – ЖИВОЕ И «ЦИФРОВОЕ»

главный врач КГБУЗ «Красноярский краевой пси-хоневрологический диспансер № 1» Григорий Маркелович ГЕРШЕНОВИЧ– Григорий Маркелович, сегодня в обществе идут такие процессы, которые нам трудно оценить, а тем более прогнозировать. Воздействие информационной среды имеет как положительные, так и много отрицательных последствий. Что бы Вы посоветовали семьям с детьми?

Г. М.: Мы с вами сейчас переживаем особый, очень сложный период. И я надеюсь, что он будет измеряться неделями, а не месяцами. Как и все другие, коронавирусная пандемия когда-то закончится, и ценности живого общения – в семье, на улице, в аудитории, на работе – снова вернутся к людям.

Электронные средства коммуникации, как бы ни были они хороши и удобны в условиях карантинной изоляции, не могут заменить школьнику или студенту живое общение с преподавателем, обсуждение проблем в группе, самостоятельной творческой работы и книг. Только так и может сформироваться настоящий специалист, управленец или инженер, нацеленный на созидание.

– Как формируется семейный климат?

Г. М.: Если коротко – пример родителей, как члены семьи общаются друг с другом и особая атмосфера родного дома, которую мы помним с детства. Я не большой сторонник каких-то специальных воспитательных мер или нравоучений, хотя, наверное, и они бывают нужны. Гораздо важнее атмосфера эмоционального тепла, поддержки друг друга и словом, и делом, смех и юмор, помогающие преодолевать возникающие трудности. И преодолевать их с помощью всех членов семьи.

Как и погода бывает различная, в семье тоже бывают и пасмурные, и солнечные дни. Но все же если в семье сформировался и существует свой климат – вот он-то и определяет эмоциональное, психическое и социальное развитие ребенка.

СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ

– Семейные конфликты всегда были и есть. Как выходить из них с минимальными потерями?

психолог детско-подростковой поликлиники краевого психоневрологического диспансера № 1 Наталья Валерьевна ЕЛТЫШЕВАН. В.: Когда к психологам или психотерапевтам нашей поликлиники обращаются родители с ребенком, который испытывает трудности в развитии, – почти всегда выясняется, что они являются продолжением проблем семьи. И чтобы помочь такому ребенку, надо помочь и его семье.

Сегодня многие семьи, особенно молодые, переживают внутренние конфликты. Постоянные ссоры, грубость, упреки и угрозы, взаимные обвинения и оскорбления родителей наносят ребенку тяжелый нравственный ущерб, на многие годы или даже на всю жизнь травмируют его психику.

У детей помладше мы видим проявления системных неврозов – нарушение сна, заикание, страхи, неуверенность в себе, тики, энурез, энкопрез и другие расстройства. Ребенок всеми силами старается погасить конфликт близких ему людей, которых он одинаково любит. Но у него для этого не хватает ресурсов. Не получается. И он берет вину на себя, ему кажется, что в ссоре родителей виноват он. И от этого его несформированная психика страдает еще больше.

У подростков она тоже не сформирована. И у них закончилась вера в то, что их поймут в своей семье. Но реагируют они по-другому – «уходят» из семьи в прямом и переносном смысле. Они идут к друзьям, в то общение, где им комфортнее и интереснее. А в реалиях сегодняшнего дня чаще всего подросток «уходит» в социальные сети. Научится ли он там живому общению, найдет ли настоящих, а не виртуальных друзей – большой вопрос.

Первая рекомендация психолога – научиться не заходить в конфликт, но удается это далеко не всем, особенно подросткам. Родители всегда втянуты в конфликт, даже если ссорятся дети. Но у взрослого человека психика более устойчива, и остановиться, выдохнуть, погасить конфликт должен именно он. А позже обязательно «разобрать по полочкам» эту острую ситуацию, понять её причины и вместе с конфликтующей стороной начать или продолжить изучение трудной науки взаимоуступчивости и компромиссов. Можете посоветоваться с нашими психологами.

Тест на определение климата в семье

БАБУШКИ И ДЕДУШКИ

– Насколько важно общение детей со старшим поколением? Есть ли «подводные рифы» или какие-либо негативные стороны в таком воспитании?

Н. В.: Вообще-то воспитанием детей должны заниматься родители. Строить взаимоотношения с собственными родителями взрослым детям надо так, чтобы их дети видели уважение и заботу по отношению к старшим и учились этому. Если от всех членов семьи ребенку транслируются одинаковые требования, тогда ему намного проще будет взаимодействовать внутри семьи, даже если в ней несколько поколений.

Нередко бабушки излишне балуют детей, портят их своим повышенным вниманием, обильными подарками, исполнением каждого желания ребенка. Иногда они подрывают авторитет родителей, разрешая детям то, что те запретили. Бывает, что бабушка берет на себя роль матери, отодвигая настоящую мать.

Многое зависит от того, живут ли молодые и пожилые на одной площади или неподалеку, но в отдельных квартирах или домах. Последнее, конечно, предпочтительнее. Молодая семья ходит в гости, ей помогают пожилые родители, а молодые, в свою очередь, помогают им переживать болезни и одиночество.

В любом случае совместная жизнь и общение с родными людьми старшего поколения является для детей школой их личностной зрелости. Приносит радость и тем, и другим, духовно обогащает их, учит взаимопониманию, терпимости и уважению. Если такой семье удается преодолеть трудности общения с пожилыми родителями, это дает детям неоценимую поддержку их социального, эмоционального, нравственного и психического развития.

НЕПОЛНАЯ СЕМЬЯ

– Неполных семей в России не становится меньше. Может ли женщина-мать воспитать одна «настоящего мужчину»?

Н. В.: Я думаю, на этот вопрос ни один психолог абсолютно точный и правильный ответ дать не сможет. Настолько сложны и особенны бывают ситуации в таких семьях. Да, после войны во многих российских семьях не было отцов. Они погибли на фронте. Но смотрите, какое выросло послевоенное поколение! Мужчины из тех семей летали в космос, строили северные города, становились офицерами-подводниками, двигали науку. Наверное, имело значение и то, что послевоенные дети, оставшись без отца, знали, что он погиб как герой, и вместе с матерями хранили старые фотографии.

Теперь другое время. Все хотят жить «хорошо». И это желание нельзя осуждать. Только вот безудержное стремление к комфорту и благоденствию, умноженное на глянец виртуального мира, отбивает охоту к духовному развитию. Как у взрослых, так и у детей. Вот и получается, что во многих семьях сегодня никто никому ничего не должен.

Все же с учетом собственного опыта работы с такими семьями поделюсь некоторыми соображениями.

• Любите своего сына, но без приношения себя в жертву («я на тебя всю жизнь положила, а ты неблагодарный…»). Ваш мальчик хочет, чтобы у него была счастливая и любящая его мать.

• Говорите с ним о своих чувствах, если требуется – просите помочь. Но не перекладывайте на него обязанности главы семьи. Он с ними не справится. Однако вредна и опасна другая крайность – безмерная любовь матери к сыну. «Тепличное» воспитание потом плохо скажется на его семье и карьере.

• Ваш мальчик хочет, чтобы у него была счастливая и любящая его мать. Поэтому как в самолете при кислородном голодании: вначале наденьте маску на себя, а потом на ребенка.

• Нельзя вымещать на ребенке свою горечь и досаду от «неудавшейся» жизни. Он ни в чем не виноват. Тем более неразумно принижать образ его отца и вообще плохо говорить о мужчинах.

• Постарайтесь, чтобы у ребенка где-то рядом был пример мужского поведения, характера, ответственности, привычек и т. д. Это может быть родственник, тренер спортивной секции, мужчина из семьи, с которой вы дружите, и т. д.

Г. М.: Хорошо бы законодательно закрепить обязанность родителей владеть основами медицинских знаний. В школе учат, что такое синусы и косинусы, какие есть города в африканских странах, но будущие родители часто понятия не имеют, как помочь своему ребенку при температуре, для чего нужна вакцинация, как сохранить психическое здоровье своих детей. Да и хотя бы просто надо помнить, что оно есть – психическое здоровье.

Подготовил В. КИСЕЛЁВ

Тел. экстренной психологической помощи 211-56-42

КГБУЗ «Красноярский краевой психоневрологический диспансер № 1», ул. Курчатова, 14

Детско-подростковая поликлиника на ул. Копылова. 78 (рег.) – т. 243-25-82, 202-203-0

Поликлиника для взрослых – т. 221-11-47, 223-20-70

Приемная – т. 246-25-98

WWW.KRASPSIXO.RU

Лиц. ЛО 24-01-002857 от 19.06.2015 г.

ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. ТРЕБУЕТСЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА.

Поделиться в соц. сетях



  • Аптеки-партнеры

  • Метки