ИЮНЬ-ИЮЛЬ/2017 № 142

Мечта любого родителя: здоровый, умный, веселый, уравновешенный, счастливый ребенок. Если это и Ваша мечта – данная статья для Вас.

Центр здоровья «ВИКТОРИЯ»Но к сожалению не все ребятишки изначально могут вырасти такими, так как имеют разные способности и возможности и разный уровень здоровья.

Наша клиника более 10 лет занимаемся реабилитацией детей с заболеваниями нервной системы. И мечта наших специалистов, чтобы родители уже на первом году жизни обращались для раннего выявления отклонений в развитии ребенка. Первые нарушения можно заподозрить уже в 1 месяц. Регулярное наблюдение за ребенком до года у одно и того же специалиста, позволяет вовремя поставить диагноз и своевременно провести лечение. Это не только улучшит здоровье ребенка и психологический климат в семье в настоящее время, но в будущем сэкономит Ваши деньги на медикаменты, занятия с педагогами и репетиторами.

Нам бы хотелось обратить особое внимание на факторы риска по развитию заболеваний нервной системы.

Факторы риска:

1. У будущей матери: хронические заболевания половой системы, сердца, почек, легких, нервной системы и т.д., лечение бесплодия, невынашивание беременности;

2. По время беременности: угроза выкидыша, токсикоз I-II степени, прием лекарственных препаратов, острые заболевания, обострения хронических заболеваний, хирургические вмешательства, травмы, патология плаценты и т.д.

3. Во время родов: преждевременные, стремительные или затяжные роды, кесарево сечение, применение акушерских пособий в родах (выдавливание, вакуум, щипцы).

4. Проблемы у малыша в родах: недоношенные дети, с малым весом (от 500гр. до 2,5 кг.), с большим весом (более 4 кг.), гипоксия плода, асфиксия плода, желтуха, несовместимость по резус фактору с матерью, проведение реанимационных мероприятий.

5. Проблемы на первом году жизни: ребенок плохо сосет, беспокойный, проблемы со сном (мало или много спит), срыгивает, вздрагивает, дрожат подбородок, руки, запаздывает развитие двигательных навыков (не фиксирует взгляд, не удерживает или плохо удерживает голову, не переворачивается или поздно начинает переворачиваться, плохо сидит или поздно садится, не стоит, не ползает или поздно начинает ползать, плохо или поздно начинает ходить), запаздывают речевые навыки (гуление, произношение звуков, слогов), не эмоциональный ребенок (не радуется матери, отцу, не улыбается, плохо играет с игрушками, редко плачет и т.д.).

Предлагаем Вам сравнить своего ребенка со средними показателями нервно-психического развития детей до года:

  • уже десять дней малыш удерживает в поле зрения движущийся предмет;
  • в 1 месяц — прислушивается к громким звукам, голосу матери; появляется первая улыбка; лежа на животе, пытается поднимать и удерживать головку
  • в 2 месяца — начинает произносить отдельные звуки (гуление), долго следит за движущийся игрушкой, отвечает улыбкой на разговор с ним; 
  • в 3 месяца — долго лежит на животе, опираясь на предплечье, высоко поднимает голову, хорошо удерживает её в вертикальном положении; в 3,5 месяца случайно наталкивается руками на игрушки, низко висящими над грудью;
  • в 4 месяца, увидев мать, активно реагирует: малыш громко смеётся в ответ на обращение, гулит подолгу. Рассматривает и захватывает висящую игрушку;
  • в 5 месяцев — отличает близких людей от чужих; различает строгую и ласковую интонацию матери; берёт игрушку из рук взрослого; ловко переворачивается; устойчиво стоит при поддержке, пытается есть с ложки полугустую пищу;
  • в 6 месяцев — малыш перекладывает игрушку из одной руки в другую. Переворачивается с живота на спину, со спины на живот, пытается ползти, начинает произносить отдельные слоги (лепет), пытается пить с кружки; 
  • в 7 месяцев — стучит игрушкой; хорошо ползает; сидит сам; на вопрос «где?» находит взглядом предмет, находящейся постоянно в определенном месте (часы, окно); 
  • в 8 месяцев — может долго заниматься игрушками, подражая действиям взрослого: катает, стучит, встаёт в кроватке, «стряпает ладушки», «делает фонарики». Любит погрызть корочку хлеба, яблоко; 
  • в 9 месяцев — узнаёт и радуется; переходит от предмета к предмету, слегка придерживаясь за них руками; многократно повторяет слоги (па-па, ма-ма); 
  • в 10 месяцев — «влезает» на диван, ступеньку, ящик. По просьбе «дай» находит и даёт знакомые предметы. Ходит с поддержкой за одну руку;
  • в 11 месяцев — радуется приходу детей, стоит самостоятельно, пытается делать первые шаги, произносит первые слова (дай, на, ав, мама, баба, би-би);
  • в 12 месяцев — узнаёт на фото знакомого взрослого. Выполняет самостоятельно разученные действия с игрушками — кормит куклу, баюкает, катает машинку. Ходит самостоятельно, пытается держать кружку, ест густую пищу. Легко подражает новым словам, произносит 8—12 слов.

Все, что перечислено выше, должно послужить родителям ориентиром для оценки развития ребенка. Тем не менее, следует помнить, что каждый ребенок индивидуален, и незначительное смещение от нормы не может расцениваться мамой как плохой признак или болезнь, но если у мамы есть сомнения, то лучше пройти диагностику у специалистов.

Однако есть определенные отклонения от нормы, на которые необходимо обратить особое внимание:

  • ребенок в 1 мес не начинает держать голову вертикально,
  • в 2 мес не улыбается маме, не держит голову,
  • в 3 мес не «агукает», не гулит,
  • в 4-5 мес не пытается переворачиваться со спины на живот, не удерживает предметы,
  • в 5-6 мес не ползает, не разделяет «своих» и «чужих», не сидит при поддержке,
  • в 6-7 мес не садится,
  • в 8-9 мес не играет самостоятельно с простыми игрушками, не стоит у опоры,
  • в 10-12 мес не начинает ходить, «лепетать».

Если у Вашего ребенка имеются какое-то из вышеперечисленных нарушений, Вам нужно срочно обратиться к неврологу. Рано выявленные нарушения, своевременно начатое лечение позволяет максимально нивелировать последствия родовой травмы.

Поговорим о проблемах у детей от 1 до 3 лет:

Ребенок не разговаривает, говорит отдельные слова, нет простых предложений, не выполняет просьбы родителей, плохая память, внимание, моторика (не играет с игрушками или монотонно стучит ей), не устанавливает контакт с родными и чужими, не играет со сверстниками.

Сравните развитие своего ребенка с показателями психо-речевого развития у детей от 1 до 3-х лет:

● В 1 год ребенок должен произносить около 10 облегченных слов и знать названия 200 предметов (чашка, кровать, мишка, мама, гулять, купаться и т.п. повседневные предметы и действия). Ребёнок должен понимать обращённую к нему речь и реагировать на неё. На слова «где мишка?» – повернуть голову к мишке, а на просьбу «дай руку» – протянуть руку.

● В 2 года ребенок должен строить фразы и короткие предложения, использовать прилагательные и местоимения, словарный запас в этом возрасте увеличивается до 50 слов (это по низу нормы), как правило, специалисты хотят услышать от ребёнка хотя бы 100 слов.

● В 2 с половиной года ребенок должен строить сложные предложения, используя около 200-300 слов, правильно произносить практически все буквы, кроме «л», «р» и шипящих, задавать вопросы «где?», «куда?». Ребёнок должен знать своё имя, различать родных, изображать подражательно голоса основных животных и птиц. В речи появляются прилагательные – большой, высокий, красивый, горячий и т.д.

● В 3 года ребенок должен говорить предложениями, объединенными по смыслу, употреблять правильно все местоимения, активно использовать в речи прилагательные и наречия (далеко, рано, горячо и т.д.). С точки зрения неспециалиста легко выявить, что у трёхлетки проблемы с речью следующим образом – пусть вашего малыша послушает незнакомый с ним человек. Если он понимает 75% сказанного вашим крохой, а между взрослым и ребёнком складывается простая диалоговая речь – то всё в порядке. Речь ребёнка в 3 года должна изменяться по родам, числам. То есть, если на вопрос «хочешь конфетку?» ребёнок отвечает «хочешь» вместо «хочу» – это уже отклонение в развитии.

Особо хотелось бы обратить внимание на развитие ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, так как это период подготовки к школе, в это время закладываются основные навыки обучения и дальнейшего интеллектуального развития ребенка.

Нормы развития детей от 3 до 7 лет:

● Малыш в 3 годика должен говорить целыми предложениями, которые объединены по смыслу, многие детишки идут в сад, не бояться новых людей, катается на 3-х колесном велосипеде, плавает с поддержкой взрослого, стоит на коньках и делает первые шаги за ручку, играет в футбол или другие игры с мячом, первый «кризис трех лет».

● Дети в 4 года говорят грамматически верно построенными фразами, употребляют все части речи, умеют обобщать предметы в группы, ребенок умеет все, чему вы его научили, физическая активность немного угасает, уступая место усидчивости и способности сосредотачиваться на каком-то одном занятии, проявляет интерес к чтению, многие дети начинают посещать спортивные секции. В 4,5 года у ребенка должны появиться все молочные зубы

● Малыши 5-ти лет должны говорить практически как взрослые (словарный запас включает 3000 слов). Они верно произносят все буквы, пересказывают текст, сравнивают и оценивают действия героев, Пятилетний ребенок способен внимать объяснениям, адекватно реагировать на ваши просьбы, занимать себя самостоятельно, если взрослые заняты, некоторые детишки уже умеют писать буквы, читать, складывать и вычитать в пределах 10, решать простейшие логические задачки.

● Шесть лет – возраст особенный. Кто-то уже идет в школу, кто-то только собирается туда – через год. Теперь вся жизнь ребенка вращается вокруг учебы, оказывая на него определенное психологическое давление. Ребенок в шесть лет умеет все, чему вы его научили. Считать, читать, писать, и даже говорить на иностранном языке – все зависит от степени родительского участия в жизни ребенка. Кстати, иностранным языкам шестилетние дошколята обучаются очень легко: у них отлично развиты подражательные способности, а память очень цепкая, – в наличии имеются все те качества, которые необходимы для освоения языка.

● В 7 лет, за редким исключением, дети взрослеют настолько, что готовы начать новую жизнь – школьную. Тем не менее, школа – это, в любом случае, стресс. У некоторых дошкольников примерно за три месяца до школы наблюдаются нервные расстройства, которые усиливаются по мере приближения 1 сентября. Даже если ваш ребенок внешне справляется с непривычным пока еще ритмом жизни, ему может быть очень непросто психологически. Игры станут еще более увлекательными благодаря новым знаниям и опыту, которые ребенок получает в школе. 

ВНИМАНИЮ РОДИТЕЛЕЙ!

Если у вас есть один или несколько факторов риска (из вышеперечисленного), то Ваш ребенок относится к группе риска по развитию заболеваний нервной системы, которые могут проявиться в любом возрасте, под действием различных причин (стресс, заболевания, травма и т.д.).

В таком случае Вашему ребенку необходима ранняя диагностика для выявления нарушений и своевременной реабилитации или лечения.

Рекомендуем при задержках в развитии наблюдаться у квалифицированного невролога, имеющего опыт работы и знания по данной проблеме. Невролог, занимающийся проблемами задержки в развитии ребенка должен иметь знания не только по неврологии, но и по психиатрии, психологии, дефектологии.

На приеме врач невролог-реабилитолог:

  1. уделяет особое внимание факторам риска (подробно собирает информацию о беременности, родах и развитии ребенка до года),
  2. проводит полный клинико-неврологический осмотр с раздеванием ребенка (до памперса),
  3. наблюдает за действиями и движениями ребенка,
  4. оценивает выявленные нарушения и информирует родителей,
  5. дает рекомендации по развитию и лечению ребенка с использованием современных медико-педагогических методов реабилитации,
  6. контролирует лечение с использованием дополнительной диагностики (ЭЭГ, нейросонограммы) и при необходимости консультирует у окулиста, сурдолога, логопеда, психолога.

Центр здоровья «ВИКТОРИЯ»Клиника детской неврологии ЦЗ «ВИКТОРИЯ»

ул. Киренского, 71, т. 2-909-799, 202-33-77

www.nevrologija-krasnojarsk.ru gomeopatija-krasnojarsk.ru

ЛО-24-01-001291 от 7 июня 2011 г.

ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. ТРЕБУЕТСЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА.

Поделиться в соц. сетях

  • Аптеки-партнеры

  • Права пациентов

  • Метки