СЕНТЯБРЬ/2017 № 143

Минувшим летом мы с болью пережили череду автобусных катастроф. Погибли десятки людей, а искалечено — более сотни. Жуткое это слово «опознание» стало одной из примет отпускного сезона.

В июле две такие тяжелые аварии случились в нашем крае — оба раза произошло лобовое столкновение. К каким бы выводам ни пришло следствие, высока вероятность того, что кто-то из водителей уснул за рулем или по какой-то причине потерял концентрацию внимания.

Для обсуждения медицинских аспектов проблемы безопасности автобусных перевозок мы пригласили врача-сомнолога красноярской клиники «РЕНОВАЦИО», кандидата медицинских наук, члена ассоциации сомнологов России Ирину Геннадьевну РАГИНЕНЕ (И.Р.) и главного специалиста отдела транспорта министерства транспорта Красноярского края Романа Михайловича ХАЙСЕРВЕРИНА (Р.Х.). Вот краткое содержание этой беседы.

врач-сомнолог красноярской клиники «РЕНОВАЦИО», кандидат медицинских наук, член ассоциации сомнологов России Ирина Геннадьевна РАГИНЕНЕ– Дневную сонливость люди не считают каким-то уж слишком серьезным расстройством, тем более что им страдает очень много людей, особенно зрелого возраста. Можно ли назвать дневную сонливость болезнью и с чем она связана?

И.Р.: Сонливость бывает как физиологическая, так и патологическая. Все мы когда-то испытывали дневную сонливость, если не выспались или сильно устали. Но есть «патологическая сонливость» – состояние, когда при достаточном сне днем возникает выраженное желание уснуть. И человек может заснуть мгновенно! Это даже опаснее, чем алкоголь, потому что при опьянении какая-то реакция еще остается. Здесь же отключается всё.

Дневная сонливость – один из признаков синдрома обструктивного апноэ сна (СОАС). И вот если водитель её ощущает, особенно после принятия пищи, прежде всего надо исключить (или подтвердить) это серьезное заболевание.

Второй симптом – храп во сне. У храпунов во время сна мышцы гортани расслабляются, стенки спадаются и дыхание может периодически останавливаться. Человек этого не замечает, потому что спит. Происходят частые пробуждения, мозг находится в состоянии постоянной мобилизации, тревоги, и поэтому восстановительные процессы в нем заторможены. А норма сна потом добирается днем.

главный специалист отдела транспорта министерства транспорта Красноярского края Роман Михайлович ХАЙСЕРВЕРИН– Существует ли статистика о причинах тяжелых ДТП? Какое место среди причин тяжелых аварий занимает состояние здоровья водителя?

Р.Х.: Есть такая классификация ДТП – с особо тяжкими последствиями – аварии, при которых более 5 погибших или более 10 раненых. В 2015 году таких ДТП в России за полгода было уже 28, а в прошлом году за тот же период – 19.

В целом же количество ДТП уменьшилось в этом году за 6 месяцев – 79 220, что на 6,4 % меньше, чем за тот же период прошлого года. Теперь по Красноярскому краю. У нас случилось
2 459 ДТП, что на 5,8 % меньше, чем за прошлое полугодие. Тем не менее таких аварий, что произошли этим летом, я не припоминаю.

Причины тяжелых ДТП разные. Но главное – человеческий фактор, в том числе выезд на встречную полосу. Возможно, из-за усталости, нарушения режима труда и отдыха водителей.

– Что происходит в организме человека при усталости от длительной однообразной работы, недосыпании, нарушении сна?

И.Р.: Прежде всего, снижаются концентрация и переключаемость внимания, т. е. водитель не может быстро среагировать на изменения, происходящие на дороге.

Если это сонливость патологическая, то возрастает также риск возникновения острых сосудистых нарушений – инфарктов и инсультов. При СОАС ночью падает содержание кислорода в крови.

Клинические симптомы СОАС

Периодически в кровяное русло выбрасывается адреналин, и он заставляет сердце работать в ускоренном режиме, чтобы доставить больше кислорода к тканям. Выбросы адреналина и последующее состояние быстро приводят к сосудистым заболеваниям и большому риску инфаркта или инсульта.

– Что Вы можете сказать о причинах этих тяжелых июльских ДТП с автобусами? Какие меры предпринимает наше министерство транспорта?

Р.Х.: Следствие еще не закончено, проводятся экспертизы. Но ясно одно: кто-то из водителей – микроавтобуса или большого автобуса – нарушил правила дорожного движения, выехав на встречную полосу, в связи с чем и произошло столкновение.

Что касается второй аварии, изучаются свидетельские показания (все водители мертвы). Со слов свидетелей, автофура до аварии виляла по дороге. Скорее всего, грузовик и выехал на встречную полосу. Расследование осложняется тем, что автобус оттащили от места аварии, потому что фура горела.

Какие меры предпринимаются? Здесь стоит сказать о комплексе мер, которые приняты разными надзорными органами. Сразу были проведены внеплановые проверки перевозчика – «Автоколонны 1967», наложены штрафы трудовой инспекции. Важнее другое. Были обнаружены грубые нарушения режима труда и отдыха водителей. Мы собрали всех руководителей предприятий, выполняющих междугородные перевозки. Совместно с Ространснадзором издали постановление об усилении контроля за режимом труда и отдыха водителей, за их работой на линии, за нарушениями, связанными с дополнительной «нелегальной» подсадкой пассажиров. Вот если брать последнее ДТП в Козульском районе, то в автобусе 7 человек стояли в проходе, что категорически запрещено правилами. Разумеется, эти пассажиры и пострадали больше других, есть погибшие.

Нами разработан проект закона «О транспортном обслуживании населения Красноярского края», где предусмотрели обязательства перевозчика заключить договор с автовокзалом на проведение медицинского контроля водителей. Нужно вносить коррективы и в федеральное законодательство, для чего мы подготовили законодательную инициативу за подписью губернатора на имя главы Правительства РФ.

Настоятельное требование – ввести лицензирование по заказным перевозкам. ДТП близ Балахты еще раз это подтвердило. Микроавтобус ехал без тахографа, без ГЛОНАСС, с дополнительными сиденьями. И все они повылетели при столкновении. Второе требование – запретить переоборудование из грузового в пассажирский транспорт.

Мы также предлагаем ужесточить техосмотр, и чтобы органы ГИБДД осуществляли за этим контроль. Как сегодня «проходят техосмотр», мы все знаем.

– Расскажите о современных возможностях лечения синдрома обструктивного апноэ сна. Каким способом распознается эта болезнь, например, в клинике «РЕНОВАЦИО»? Можно ли проверить сон у водителей автобусов?

И.Р.: В 1989 году вышел приказ Минздрава РФ, где перечислены заболевания, при которых водители не несут ответственности, если приступ или обострение произошли за рулем. Например, острый инфаркт миокарда или впервые случившийся приступ эпилепсии. На Западе СОАС приравнивается к таким заболеваниям. В нашей стране сомнологи первыми подняли этот вопрос. В Москве в 2009 году было 2 громких дела с жертвами. В одном водителя оправдали, потому что у него был СОАС.

Столь очевидная проблема, как засыпание за рулем и, соответственно, СОАС, не входит в упомянутый выше реестр Минздрава, да и данных таких у нас нет. А вот зарубежная статистика свидетельствует, что 20 % всех тяжелых ДТП происходит на фоне усталости и дневной сонливости. И там несет ответственность как руководитель предприятия, так и врач, если пропустил такое расстройство.

Что касается диагностики водителей – она возможна, и для этого в Красноярске есть все условия. Такое обследование можно провести в нескольких клиниках, в том числе и нашей.

Самое главное – должно быть понимание у руководителя автопредприятия и настороженность у врачей, которые обследуют этих водителей. Есть анкета, состоящая из 4 вопросов, и каждый врач перед тем, как выпустить водителя, может их задать. Если возникло подозрение на СОАС – водителя следует отправить на диагностику. В настоящее время есть возможности и для лечения – аппаратура, хирургические способы, коррекция терапевтическим методом.

Даже при наличии СОАС у водителя он может спокойно работать, получая лечение. Это же не эпилепсия, а вполне контролируемое заболевание – если человек будет лечиться и высыпаться, его мозг будет полноценно отдыхать.

Мы можем провести несколько занятий или лекций для врачей и фельдшеров, которые обследуют водителей на автопредприятиях.

– Как по-Вашему, надо ли обследовать водителей автобусов на предмет выявления СОАС?

Р.Х.: Это должно исходить от руководителя. Кто, как не он, заинтересован в том, чтобы на предприятии не было ДТП, тем более таких тяжелых? Если сам руководитель заинтересован, то такую диагностику можно включить в ежегодные профосмотры. Но, разумеется, и врачи на предрейсовом контроле должны быть подготовлены в этом отношении.

Подготовили В. КИСЕЛЕВ, Д. КАХАНОВ

В поликлинике медицинского центра «Реновацио» ведут прием:

• терапевт

• кардиолог

• гинеколог

• гастроэнтеролог

• эндокринолог

• невролог

• сомнолог

• иммунолог-аллерголог

• уролог

• дерматовенеролог

• проктолог

• хирург

• онколог

• маммолог

• микрохирург

• травматолог-ортопед

• ЛОР-врач • офтальмолог

• иглорефлексотерапевт

• психотерапевт.

РАБОТАЮТ: отделение гинекологии, детское, диагностическое отделение (ЭКГ, ЭХОКГ, СМАД, ХОЛТЕР, УЗИ, ФГС, колоноскопия, дуоденальное зондирование), клинико-диагностическая лаборатория, процедурный кабинет, физиокабинет и кабинеты массажа. Имеется хирургический стационар. Проводятся профосмотры, оформляются медицинские книжки, справки на оружие и управление транспортными средствами.

Центр эстетической медицины РЕНОВАЦИОМногопрофильный современный семейный медицинский центр мирового уровня.

Высокие стандарты диагностики и лечения!

г. Красноярск, ул. Весны, 7д, т. 8(391) 277-52-52, 277-53-53,

е-mail:mail@renovacio-med.ru, www.renovacio-med.ru

Лиц. ЛО-24-01-002430 от 04.06.2014 г.

ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. ТРЕБУЕТСЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА.

Поделиться в соц. сетях

  • Аптеки-партнеры

  • Права пациентов

  • Метки